ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 4 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"
Детский сад № 4
г. Каменск-Уральский
ул. Октябрьская, д.94
+7(3439)35-10-35
detsadv4@mail.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 4 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

Детский сад № 4
МЕНЮ

2023 год педагога и наставника

Буклет "Как защитить персональные данные"

2
апреля
2024

                  Консультация «Значение формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста»

Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений. Однако для полноценного развития природных способностей подрастающему малышу уже не хватает. Поэтому в первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем. Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка.1

     Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т. д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни, важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.

К сожалению, многие родители, уделяя основное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, правильному питанию и режиму, красивой и удобной одежде, не придают особого значения тому, что ребенок помимо этого нуждается и в «пище» для ума. Какая разница, считают они, когда малыш научится раскладывать шарики по цвету и размеру, делать постройки из кубиков, зашнуровывать себе ботинки, держать карандаш, рисовать, лепить, читать, писать. Зачем торопиться? Придет время – всему научится, в конце концов, научат в детском саду или в школе. Но главное в раннем развитии ребенка - не упустить время! Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. В раннем детстве восприятие остается несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет.

Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Форма и величина предметов, при необходимости выполнить практическое действие, выделяется правильно. В других ситуациях восприятие остается расплывчатым и неточным.

Задачи сенсорики:

Приоритетными задачами по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста являются:

  • Обогащать непосредственный чувственный опыт детейв разных видах деятельности. Обследовать предметы, выделяя при этом их цвет, форму, величину;
  • Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д. ;
  • Находить и устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синенький мяч);
  • Упражнять в названии свойств предметов;
  • Количество. Формировать группы однородных предметов. Различать количество предметов: много – один (один – много);
  • Величина. Привлекать внимание детейк предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большая матрешка – маленькая матрешка и т. д.);
  • Форма. Различать предметов по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар);
  • Ориентировка в пространстве. Накапливать у детейопыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы, квартиры, дома и т. п.);
  • Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина);
  • Двигаться за взрослым в определенном направлении.

Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило, наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.

Сенсорные эталоны

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

  • девять основных цветов спектра;
  • пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
  • три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
  • музыкальные ноты, звуки родного языка;
  • четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
  • два температурных определения (тепло, холодно);
  • пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения

Для возраста 1,5-2 года:

  • понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в размерах (величинах)предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
  • умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
  • способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
  • иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

Для возраста 2-4 года:

  • понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
  • умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
  • способность правильно сформироватьцелый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики); умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т. д., и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг).

Формы и методы работы по сенсорному развитию.

Сенсорное развитие детей осуществляют через разные формы и методы работы:

-игры–экспериментирования:

Дети очень любят экспериментировать. Самым оптимальным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома такие материалы как песок и вода.

Игры с водой одно из любимых детских занятий, ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр – занятий под наблюдением воспитателя. Вода возбуждает ребенка, поэтому, вначале необходимо научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений. Вначале дети просто опускают руки в воду, шевелят пальчиками. Затем детей раннего возраста учат ловить игрушки сачком, пускать кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать в ситечко и наблюдать, как вода течет через отверстия. Нужно обращать внимание на то, что вода может переливаться, журчать, бурлить, быть светлой, прозрачной, мутной. Пуская с детьми кораблики, наблюдать, как он плавает, через определенное время тонет. Почему? Бумага намокла. Так в процессе появилась игра «Тонет – не тонет». Когда у детей пропадает интерес к корабликам, опускайте другие предметы. Также в процессе игры можно обучать детей не только аккуратно переливать воду, но и чтобы поддерживать интерес, окрасьте воду в разные цвета. Предлагайте детям самостоятельно налить в кружки воды для кукол. На закрепление цвета играйте в «Разноцветную воду»- в баночку добавляйте несколько капель краски и наблюдайте, как окрашивается вода. В процессе игры необходимо постоянно поддерживать интерес.

Второй материал, позволяющий лучше узнать окружающий мир, самому изучить свойства универсального строительного материала является песок. Любому ребенку игры с песком доставляют огромное удовольствие.

Песочная терапия успокаивает возбудимых детей, помогает снять зажимы у пассивных детей, снимает тревожность, насыщает радостью.

В играх предлагайте полить песок водой, когда он сырой, с ним хорошо играть. Во время поливки песка задавайте вопросы: «Почему не видно в песке воды?», «Куда она девалась?», «Что можно сделать из мокрого песка?». Обращайте внимание на то, что песок может быть сухим и мокрым. Сухой песок рассыпается – из него ничего нельзя построить, зато его можно пересыпать тонкой струйкой и просеивать через сито. На песке можно рисовать палочкой, оставить следы, из мокрого песка можно построить башни, дороги. Обыграть их.

Игры с песком очень актуальны в настоящее время и в работе с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, а также происходит развитие мыслительных операций.

-Наблюдения и подвижные игры:

Во время наблюдений в природе дети получают множество впечатлений. Знакомя детей с разнообразными деревьями, необходимо обратить их внимание на то, что стволы некоторых – гладкие (берёза, а у других (ель) – всегда шероховатые. Для того чтобы понять смысл этих слов детям нужно всего лишь дотронуться рукой, погладить ствол. Большое значение при работе с детьми имеют подвижные игры. Например, при изучении понятий «высокий», «низкий», дети определяли при наблюдениях (дерево высокое и низкое, после объяснений правил игры,затем говорила: «Раз, два, три к высокой берёзе беги!», или «Раз, два, три, к низкой берёзе беги!» - такая игра очень нравится детям, она развивает их мышлениесенсорные способности, даёт возможность поупражнять их в беге и создаёт положительный эмоциональный настрой. Для того, чтобы заинтересовать малышей,иногда нужно брать на прогулку игрушки: куклу, мишку и т. д.Тогда можно использовать такие игровые упражнения: «Покажи мишке красный, (желтый, зелёный) листочек», «Принеси мишутке один большой и один маленький листочек», «Покажем кукле Кате, где растут широкие (узкие) листочки», «Выбери для Кати красный (жёлтый) цветок».

Дидактические игры:

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и другими свойствами предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное развитие – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталоном. Прежде чем начать игру, нужно вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Этого можно достичь различными приемами, используя потешки, дидактические игрушки.

Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу нужно проводить поэтапно:

-на первом этапе детей ориентируют в двух контрастных цветах, формируют умение подбирать к образцу однородные парные предметы. Для этого с детьми проводят следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовала каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно и предложенная игра, не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки).

- на втором этапе детей ориентируют в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики). На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как «Привяжи ниточки к шарикам»; «Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Зажги фонарик».

  • на третьем этапе – подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета (4-6 цветов).Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.)цвета» (кубик, мяч, тарелочка, флажок); «Курочка и цыплята».

К концу учебного года многие малыши правильно называют основные цвета. Для тех же детей, кому сложно даются названия цветов, достаточно того, что малыши могут показать предметы того цвета, который ему называют.

Для формирования представлений о форме предметов необходимо осуществлять такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в раннем возрасте.

Для правильного определения величины у детей формируют следующие представления:

-подбор одинаковых величин по образцу;

-различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;

-закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький»,«короткий», «длинный», «узкий», «широкий».

В играх на определение величины используйте игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки .Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитиютаких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.

    В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

    Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

                                             


 2.jpg

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ЗНАЧЕНИЕ НЕЙРОНЫХ СВЯЗЕЙ У МАЛЫШЕЙ»

Нервную систему человека по праву можно назвать одним из сложнейших устройств, большая часть механизмов которого до сих остаётся загадкой для учёных. Если под микроскопом рассматривать мельчайшие частицы этой системы – нейроны, – мы увидим такие замысловатые переплетения, что не сможем даже точно сказать, где заканчивается один и начинается второй. И переплетения эти всё более усложняются в процессе развития мозга.

Нервные клетки с необычайной скоростью (около четверти миллиона в минуту!) начинают формироваться уже в материнской утробе. К 11–12 неделе внутриутробного развития начинают своё формирование извилины и борозды мозга. К моменту рождения они выглядят всего лишь как схема будущего рисунка борозд. Общая же картина борозд и извилин сложится и будет достаточно устойчивой лишь через год после появления ребёнка на свет. Итак, на момент своего рождения ребёнок имеет почти все нейроны, предусмотренные для него природой. И тем не менее его нервная система ещё очень далека от совершенства: сеть нервных волокон только после рождения начинает своё бурное и неравномерное развитие.

Почему мы не помним первые годы жизни? Почему ребёнку многие знания даются легче, чем взрослому?

Известный факт: как правило, самые первые наши воспоминания относятся к возрасту трёх и более лет. Это объясняется недостатком нейронных связей в раннем детстве. И хотя более ранние переживания «забываются», нельзя сказать, что они проходят бесследно. Ведь именно они помогают подготовить мозг к приобретению новых знаний. Когда в результате созревания мозга образуется множество нейронных связей, опыт сохраняют только активно используемые связи. К моменту половой зрелости наблюдается массовое исчезновение неиспользуемых связей. Именно здесь, на стыке задатков и воспитания, в окружающей ребёнка среде активизируются и сохраняются нервные связи. Однако если эта среда однообразная и обеднённая, нервные связи не будут использоваться и исчезнут. Это – биологическая основа раннего детского образования. Именно поэтому в раннем детстве, когда ещё востребованы излишние нервные связи, дети могут легче всего овладеть грамматикой и произношением иностранного языка. Если у человека до юношеского возраста не было никаких языковых контактов (письменных или знаковых), то он никогда не выучит ни одного слова.

Развитие мозга ребёнка в первые годы жизни

Для оптимального развития мозга ранние годы являются критическим (сензитивным) периодом. На протяжении всей жизни наши нервные ткани изменяются. Генетическая программа диктует нам общее строение мозга, а жизненный опыт руководит деталями.

Все компоненты нейронных ансамблей новорождённого характеризуются структурной незрелостью. В первый год с максимальной скоростью происходит типизация и увеличение размеров нейронов, рост коры головного мозга. Однако в разных зонах мозга в зависимости от функциональной значимости и нагрузки можно наблюдать свой собственный темп развития клеток, клеточных ансамблей и волокнистых структур.Первыми созревают и к трём годам замедляют свой рост проекционные области коры головного мозга: двигательные, чувствительные, зрительная, слуховая, обонятельная.До двух лет наиболее активно (гораздо активней, чем у взрослого) происходит образование синапсов – мест соединения нейронов, и к семи годам их количество достигает уровня взрослого человека. Этот избыточный рост и образование синапсов имеет огромное функциональное значение, закреплённое эволюционно. Он является основой для накопления и усвоения опыта. Следовательно, мозг ребёнка функционально готов к большей нагрузке, чем это обеспечивает процесс воспитания.

Нейропсихология - наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.

Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.

Нужна ли моему ребёнку нейрокоррекция?

Да, если у ребёнка имеются:

1. проблемы с памятью, общением, работоспособностью;

2. логопедические нарушения, задержка речи;

3. нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;

4. заторможенность или гиперактивность;

5. низкий уровень самоконтроля, импульсивность;

6. проблемы с освоением письма, чтения, счета.

Компоненты нейрокоррекции в детском возрасте.

В детском возрасте применяют две методики коррекции:

двигательную;

когнитивную.

Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей.

Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, упражнения которой включают движения глаз, ползание, сжимание рук и ног, способствует началу работы мозга в нужном направлении. Одними из наиболее эффективных считаются глазодвигательные упражнения, нейропсихология их использует для многих возрастов, в том числе и дошкольников.

Каждое упражнение рассчитано на определенный возраст. До 5-6 лет важно хвалить ребенка, даже если у него не получается. Постоянное напоминание о недостатках может отбить охоту заниматься. Позже дети могут распознавать ложные похвалы, поэтому следует стимулировать к успеху.

Двигательная коррекция – метод, позволяющий наверстать когда-то упущенное в двигательном развитии, разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы, сформировать недостающие нейронные связи.

Этот метод также позволяет воздействовать на те функции, которые так или иначе связаны с движением и в условиях его недостаточности не имели возможности правильно сформироваться.

Базовый блок упражнений:

1. Глазодвигательные упражнения.

Ребенок лежит на спине. На расстоянии 30 – 50 сантиметров над ним располагается яркий предмет (игрушка). Он перемещается вверх – вниз, вправо – влево, к носу, по диагонали, горизонтальной восьмеркой.

Задача – не поворачивая головы следить глазами за перемещающимся предметом. Важно, чтобы голова не поворачивалась, зрачок доходил до края глаза без потери предмета. Движения плавные, прослеживающие перемещение предмета до конца. Если есть зона потери предмета, эта зона прорабатывается длительнее. Сначала предмет перемещается взрослым, потом эта функция делегируется ребенку.

При ношении ребенком очков, упражнение выполняется без них.

Время проведения упражнения около 1 минуты.

Данное упражнение отрабатывает зрительное внимание, слежение.

Упражнение достаточно энергоемкое.

С осторожностью применять при ЭПИ готовности.

2. «Язык на звук» - включение слухового внимания.

И. П. лежа на спине.

Инструкция: «Ты закроешь глаза и будешь слышать такой звук … Когда ты услышишь его, тебе надо будет показать в эту сторону кончиком языка (пальцем, рукой, объяснить, откуда доносится звук)».

Более сложный вариант с использованием двух звуков шума.

После задания ребенок должен получить обратную связь – оценку своих действий.

Время выполнения примерно 1 минута.

3. Диафрагмальное дыхание (дыхание животом) усиливает газообмен, происходит интенсивный массаж внутренних органов.

И. П. лежа на спине. Сначала ребенка нужно научить делать вдох животом (надуйся, как шарик, сдуйся). Для наглядности можно посадить на живот игрушку.

Вдох производится через нос, выдох через рот.

Позже отрабатывается дыхание под счет, например, вдох на 3, выдох на 5 и т. д.

Возможность регуляции дыхания дает возможность саморегуляции в более сложных действиях.

Противопоказание – ЭПИ статус.

4. Подъем рук и ног на счет.

И. П. лежа на спине. Одновременно под счет поднимается рука и нога (одноименные и/или разноименные).

Инструкция: «Я буду считать до 5, а ты медленно и плавно поднимать руку и ногу. На счет «5» рука и нога должны «смотреть» в потолок».

Важно, чтобы движения были синхронны, равномерны, движения должны выполняться без покачивания, плавными, без фиксирующих точек.

Счет в пределах 10 любой.

5. Релаксация – сначала предложить ребенку довести напряжние до максимума, а потом максимально расслабиться.

6. «Качалка на спине».

И. П. сидя сгруппировавшись, подбородок опущен к груди, ноги прижаты к животу, перекаты на «круглой» спине. При выполнении упражнения голова не должна касаться пола (сначала под голову подводится рука взрослого, подбородок должен быть прижат к груди (во время обучения им можно держать игрушку).

Упражнение выполняется 5 – 10 раз.

7. «Качалка на животе» – выстраивание вертикали.

И. П. лежа на животе. Руки захватывают голеностоп.

Основная задача – при раскачивании вперед и назад, сохранять равновесие.

Упражнение выполняется 5 – 10 раз.

8. «Бревнышко» - выстраивание горизонтальной линии.

И. П. лежа на спине.

Задача ребенка – докатиться от одной игрушки до другой, поставленной по прямой линии, удержав линию. Сначала это линия может быть лентой.

Руки могут быть вытянуты вверх или прижаты к телу. В процессе выполнения упражнения необходимо добиться плавности движений.

9. «Ползание на животе» – начальная стадия ползания.

И. П. – лежа на животе, согнутые руки и ноги прижаты к полу.

Важно добиться координированной работы рук и ног.

10. «Ползание на спине»

И. П. лежа на спине, руки согнуты в локтях, держатся за плечи, ноги согнуты в коленях.

Не касаясь головой пола и делая круговые движения руками «плыть на спине».

Упражнение энергонасыщающее.

Важна работа плечевого пояса, координация рука – нога.

11. «Большая гусеница» — стадия сидения.

И. П. Сидя, руки упираются в пол сзади туловища.

Складывая колени перемещаться вперед (назад) с максимальной амплитудой и координированной работой рук и ног.

12. «Маленькая гусеница».

И. П. Сидя на полу, ноги вместе, прямые, руки лежат на коленях.

Колени не сгибаются, «ползание на ягодицах».

13. «Паучок»

И. П. стойка на согнутых руках и ногах животом вверх.

Сначала проводится обучение перемещению вперед – назад, потом движение односторонней – разносторонней рукой – ногой (каждый способ передвижения отрабатывается отдельно).

14. «Крабик»

И. П. как в предыдущем упражнении, но движение выполняется боком. Отрабатываются шаги одноименными и разноименными конечностями.

Необходимо следить, чтобы руки и ноги не обгоняли друг друга.

15. «Кошка», «кошка на локтях» (базовая) – координация 4-х точек.

И. П. стоя на коленях и на предплечьях или на локтях взгляд направлен вперед. Сначала отрабатывается передвижение с удерживанием равновесия, потом одностороннее, разностороннее. Обращать внимание, что бы ладони и мыски лежали на полу.

16. «Мостик» — вектор меняется на боковой.

И. П. опора на ладони и колени животом вниз, движение боком приставным шагом, по заданной траектории.

17. «Лева»

И. П. стойка на ладонях и коленях.

При передвижении рук делают скрестные шаги на уровне локтей, ноги идут прямо, голова поднята вверх.

18. «Носочки – ладошки» — разведение синкенезий.

И. П. сидя на полу, ноги прямые, спина опирается на стену, руки согнуты в локтях, раскрытые ладони на уровне плеч перпендикулярно полу.

Движения кисть – носочек одноименные и разноименные.

19. «Скалолаз»

Стоя на ногах ребенок должен пройти вдоль стены, как будто это скала. Ладони прижаты к стене, при передвижении можно «отрывать» только одну конечность.

20. «Марш»

Одноименные и разноименные шаги. На каждый шаг рука касается противоположного плеча.

Эти упражнения являются основными (базовыми) в двигательной программе.

Базовые упражнения применяются в начале работы. Их последовательность неизменна, кроме этапа релаксации.

К ним могут добавляться другие упражнения.

Эффект от занятий обязательно будет, если выполнять все регулярно и правильно. Только нужно запастись терпением и, что бы ребенок не делал, реагировать спокойно.


Консультация «Значение формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста»

Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений. Однако для полноценного развития природных способностей подрастающему малышу уже не хватает. Поэтому в первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.

Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.

1. Теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т. д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни, важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.

Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.

К сожалению, многие родители, уделяя основное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, правильному питанию и режиму, красивой и удобной одежде, не придают особого значения тому, что ребенок помимо этого нуждается и в «пище» для ума. Какая разница, считают они, когда малыш научится раскладывать шарики по цвету и размеру, делать постройки из кубиков, зашнуровывать себе ботинки, держать карандаш, рисовать, лепить, читать, писать. Зачем торопиться? Придет время – всему научится, в конце концов, научат в детском саду или в школе. Но главное в раннем развитии ребенка - не упустить время! По исследованиям психологов, ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. В раннем детстве восприятие остается несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет.

Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Форма и величина предметов, при необходимости выполнить практическое действие, выделяется правильно. В других ситуациях восприятие остается расплывчатым и неточным.

Выполнение ребенком орудийных и соотносящих действий создает условия для освоения им перспективных действий, которые в свою очередь, делают восприятие более точным и правильным. На первых порах ребенок не владеет способами зрительного соотношения предметов и выполняет соотношение действий на основе внешних ориентировочных действий. Характер ориентировочных действий ребенка изменяется, когда он начинает мерку (с ней сравнивает)для выделения необходимого соотношения предметов по признаку. Постепенно сопоставление свойств предметов с меркой начинает протекать на основе зрения без практических действий.

На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов (например: треугольные объекты с крышей, красные с помидором). Ребенок переходит к зрительному соотношению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нем.

Слова, обозначающие признаки предметов, дети раннего возраста усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности. Сенсорноевоспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:

- в образовательной деятельности (включение задач сенсорного воспитания, их связь с содержательной для ребенка деятельностью позволяет педагогу планомерно формироватьсенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей, практически действуя с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт);

- в повседневной жизни (происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека).

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитиеосуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное развитие создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

2. Задачи сенсорики

Приоритетными задачами по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста являются:

  • Обогащать непосредственный чувственный опыт детейв разных видах деятельности. Обследовать предметы, выделяя при этом их цвет, форму, величину;
  • Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д. ;
  • Находить и устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синенький мяч);
  • Упражнять в названии свойств предметов;
  • Количество. Формировать группы однородных предметов. Различать количество предметов: много – один (один – много);
  • Величина. Привлекать внимание детейк предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большая матрешка – маленькая матрешка и т. д.);
  • Форма. Различать предметов по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар);
  • Ориентировка в пространстве. Накапливать у детейопыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы, квартиры, дома и т. п.);
  • Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина);
  • Двигаться за взрослым в определенном направлении.

Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило, наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.

3. Сенсорные эталоны

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

  • девять основных цветов спектра;
  • пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
  • три размера (величины)предмета: большой, средний, маленький;
  • музыкальные ноты, звуки родного языка;
  • четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
  • два температурных определения (тепло, холодно);
  • пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

Для возраста 1,5-2 года:

  • понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в размерах (величинах)предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
  • умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
  • способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
  • иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

Для возраста 2-4 года:

  • понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
  • умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
  • способность правильно сформироватьцелый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);

умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т. д., и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг).

4. Формы и методы работы по сенсорному развитию.

Сенсорное развитие детей осуществляют через разные формы и методы работы:

-игры–экспериментирования:

Дети очень любят экспериментировать. Самым оптимальным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома такие материалы как песок и вода.

Игры с водой одно из любимых детских занятий, ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр – занятий под наблюдением воспитателя. Вода возбуждает ребенка, поэтому, вначале необходимо научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений. Вначале дети просто опускают руки в воду, шевелят пальчиками. Затем детей раннего возраста учат ловить игрушки сачком, пускать кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать в ситечко и наблюдать, как вода течет через отверстия. Нужно обращать внимание на то, что вода может переливаться, журчать, бурлить, быть светлой, прозрачной, мутной. Пуская с детьми кораблики, наблюдать, как он плавает, через определенное время тонет. Почему? Бумага намокла. Так в процессе появилась игра «Тонет – не тонет». Когда у детей пропадает интерес к корабликам, опускайте другие предметы. Также в процессе игры можно обучать детей не только аккуратно переливать воду, но и чтобы поддерживать интерес, окрасьте воду в разные цвета. Предлагайте детям самостоятельно налить в кружки воды для кукол. На закрепление цвета играйте в «Разноцветную воду»- в баночку добавляйте несколько капель краски и наблюдайте, как окрашивается вода. В процессе игры необходимо постоянно поддерживать интерес.

Второй материал, позволяющий лучше узнать окружающий мир, самому изучить свойства универсального строительного материала является песок. Любому ребенку игры с песком доставляют огромное удовольствие.

Песочная терапия успокаивает возбудимых детей, помогает снять зажимы у пассивных детей, снимает тревожность, насыщает радостью.

В играх предлагайте полить песок водой, когда он сырой, с ним хорошо играть. Во время поливки песка задавайте вопросы: «Почему не видно в песке воды?», «Куда она девалась?», «Что можно сделать из мокрого песка?». Обращайте внимание на то, что песок может быть сухим и мокрым. Сухой песок рассыпается – из него ничего нельзя построить, зато его можно пересыпать тонкой струйкой и просеивать через сито. На песке можно рисовать палочкой, оставить следы, из мокрого песка можно построить башни, дороги. Обыграть их.

Игры с песком очень актуальны в настоящее время и в работе с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, а также происходит развитие мыслительных операций.

-Наблюдения и подвижные игры:

Во время наблюдений в природе дети получают множество впечатлений. Знакомя детей с разнообразными деревьями, необходимо обратить их внимание на то, что стволы некоторых – гладкие (берёза, а у других (ель) – всегда шероховатые. Для того чтобы понять смысл этих слов детям нужно всего лишь дотронуться рукой, погладить ствол. Большое значение при работе с детьми имеют подвижные игры. Например, при изучении понятий «высокий», «низкий», дети определяли при наблюдениях (дерево высокое и низкое, после объяснений правил игры,затем говорила: «Раз, два, три к высокой берёзе беги!», или «Раз, два, три, к низкой берёзе беги!» - такая игра очень нравится детям, она развивает их мышлениесенсорные способности, даёт возможность поупражнять их в беге и создаёт положительный эмоциональный настрой. Для того, чтобы заинтересовать малышей,иногда нужно брать на прогулку игрушки: куклу, мишку и т. д.Тогда можно использовать такие игровые упражнения: «Покажи мишке красный, (желтый, зелёный) листочек», «Принеси мишутке один большой и один маленький листочек», «Покажем кукле Кате, где растут широкие (узкие) листочки», «Выбери для Кати красный (жёлтый) цветок».

Дидактические игры:

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и другими свойствами предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное развитие – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталоном. Прежде чем начать игру, нужно вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Этого можно достичь различными приемами, используя потешки, дидактические игрушки.

Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу нужно проводить поэтапно:

-на первом этапе детей ориентируют в двух контрастных цветах, формируют умение подбирать к образцу однородные парные предметы. Для этого с детьми проводят следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовала каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно и предложенная игра, не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки).

- на втором этапе детей ориентируют в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики). На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как «Привяжи ниточки к шарикам»; «Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Зажги фонарик».

  • на третьем этапе – подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета (4-6 цветов).Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.)цвета» (кубик, мяч, тарелочка, флажок); «Курочка и цыплята».

К концу учебного года многие малыши правильно называют основные цвета. Для тех же детей, кому сложно даются названия цветов, достаточно того, что малыши могут показать предметы того цвета, который ему называют.

Для формирования представлений о форме предметов необходимо осуществлять такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в раннем возрасте.

Для правильного определения величины у детей формируют следующие представления:

-подбор одинаковых величин по образцу;

-различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;

-закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький»,«короткий», «длинный», «узкий», «широкий».

В играх на определение величины используйте игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки .Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитиютаких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.

    В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

    Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

Консультация  «Развитие внимания, памяти и мышления у детей трех лет – игры и пособия»

Мир глазами ребенка огромен и многолик. Малыша интересует все: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы и т. п. Однако ему еще трудно понять мир и ребенок познает мир по-своему, по-детски, в первую очередь, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и для последующего освоения действительности.

Взрослый должен вести ребенка от простого к сложному, помня о том, что дитя видит перед собой целостную, единую действительность, которую начинает познавать всерьез уже с первых лет жизни.

На третьем году жизни дети начинают не только свободно ориентироваться среди окружающих предметов, но и получать более точные представления об их качествах и взаимосвязях. Познают такие свойства: твердый—мягкий; сухой—мокрый; холодный—теплый; чистый—грязный; длинный—короткий и т. п. ; также расположение предметов в пространстве (в, на, под, из, высоко—низко, далеко—близко); количество (один, много, мало); особенности движения (быстро—медленно, вперед—назад).

Ученые отмечают, что на третьем году жизни в три раза увеличивается число высказываний, в которых дети хотят уточнить цель, причину и следствие заинтересовавших ситуаций. Общение с взрослыми начинает носить ярко выраженный познавательный характер. Малыш проявляет особое отношение к взрослым, которые стремятся удовлетворить его интерес и любопытство.

Лето и вы с ребенком в деревне. Сразу у ребенка лавина впечатлений. Очень привлекает животный и растительный мир. Ребенок начинает узнавать не только взрослых животных, но и их детенышей (котенок, поросенок, цыпленок, щенок и т. д.). Он более продолжительно наблюдает за рыбками, птицами, узнает их по повадкам. Родители продолжают воспитывать у малыша добрые чувства и заботливое отношение к животным. Они предлагают понаблюдать за животными в различных состояниях (спит, ест, бежит, а затем проявлять заботу (накормить, напоить, приласкать).

Важно научить ребенка при наблюдении выделять наиболее яркие, характерные особенности животных (у коровы, козы – рога; у петуха – красный гребешок; у кролика – длинные уши, короткий хвост и т. д.). Ведь именно в познании ярко видно, как малыш учится сравнивать и обобщать, выделять главные, существенные и несущественные признаки. Так малыш умнеет. Так обогащаются его представления об окружающем мире.

Особое место отводится ознакомлению с растениями, растущими на огороде. Взрослые могут привлечь малыша к уходу за ними. Дитя узнает, что на грядках растут морковь, репа, огурцы и т. п. У ребенка формируется представление об овощах как огородных культурах и продуктах труда человека. Ознакомление начинается с целевых прогулок на огород, где малыш видит результаты труда – выращенные овощи. Вместе с тем дети этого возраста могут уже осваивать особенности их произрастания (репа растет в земле, а листики находятся на поверхности грядки и точно так же растет морковка).

Знакомя ребенка с огородными культурами, закрепляя его знания, взрослые используют произведения устного народного творчества. Загадки, сказки, песенки, поговорки и т. д. Например, сказка «Репка». Малыши третьего года обожают эту сказку. В ней все знакомо, все персонажи «родные» и суть сказки в единении, дружбе людей и зверей. Очень хорошо, когда взрослые одухотворяют мир детского восприятия игровыми моментами, развивают его воображение, самые простые ситуации могут порадовать малыша.

Первые знания, данные взрослыми, становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и для последующего освоения действительности.

Консультация для родителей: «Детская площадка. Как избежать конфликтов и истерик?»

Детская игровая площадка - это место, где дети познают мир, пытаются взаимодействовать с другими людьми и вообще проводят достаточно большое количество времени. Нередко на детской площадке могут возникать конфликтные ситуации и истерики. Как этого избежать и предупредить?

1. Всегда берите с собой на площадку игрушки.

Даже если малыш ими и не будет играть, их можно использовать, чтобы поменять на чужую игрушку, которая будет нравиться малышу. Пусть ребенок сам выберет, что хочет взять. Хорошо если бы у него была бы собственная сумочка или рюкзак, куда он положит нужные ему вещи и сам будет их нести (для детей от 2-х лет).

2. Одевайте ребенка на прогулку не как «на праздник».

Ребенок должен иметь возможность упасть, измазаться и знать, что ему за это ничего не будет - только так он сможет познать мир полностью. Если на улице мокрая погода - резиновые сапоги прекрасный выход из ситуации. Хорошо иметь с собой на прогулке сухие и влажные салфетки.

3. Старайтесь как можно меньше запрещать ребенку.

Конечно, если это касается безопасности настаивайте на том, чтобы вы были рядом. То есть, когда 1,5 летний малыш пытается залезть на горку, не возбраняйте сразу и не убирайте с горки, а помогите ему познать новый «инструмент», будучи рядом и «страхуя» его. Или если ребенок подошел к луже, не зовите его сразу оттуда, а дайте лучше палочку в руки и покажите, как можно «играть» с лужей так, чтобы не замочитесь.

4. Не будьте пассивными.

Пробуйте играть с ребенком - машинками, коляской, мячиком, в прятки ..., только следуйте за желаниями ребенка, привносит свои идеи только тогда, когда видите, что ребенок заскучал и не знает, чем заняться или как способ переключить внимание (для маленьких детей).

5. Не игнорируйте моменты, когда ребенок берет без спросу чужую игрушку.

Малышам надо объяснить, что это не его и просто так чужое брать нельзя. Если ребенок совсем маленький, покажите ему пример как надо просить игрушку или как надо меняться. Очень важно, чтобы вы озвучили просьбу, таким образом научив ребенка правильно формулировать нужные фразы. Если хозяин не хочет ни давать игрушку, ни делиться, объясните своему малышу, что мальчик или девочка не хотят давать, у каждого есть свои вещи и это нормально.

6. Если ваш ребенок ударил кого-то, обязательно подчеркните то, что так делать нельзя.

И покажите на собственном примере, как следует решить конфликт по другому (например, ваш мальчик толкнул другого поскольку тот насыпал на него песок. Покажите ребенку другой способ разрешения ситуации - «мне неприятно, что ты сыпешь на меня песок, не делай так!»). Учите разрешать конфликты, не обращаясь сразу к кулакам.

7. Если у вашего ребенка забрали игрушку и он против этого, не надо называть его жадным, а расскажите лучше, как можно вернуть игрушку.

Можно сказать «если ты не хочешь давать совочек, подойди и скажи это мальчику». Предложите вашему ребенку поделиться какой-то другой игрушкой. Если же ваш малыш совсем ничем не хочет делиться, а вокруг много детей, предложите ему вообще убрать игрушки или пойти и играть туда, где никого нет. Таким образом мы показываем ребенку, что уважаем его право собственности, не заставляют делиться, а делаем так, что вскоре он сам поймет, что лучше поделиться, иначе он будет играть отдельно от всех.  Но это будет его собственное желание, стоит только немного подождать.

8. Бывают моменты, когда ваш ребенок приходит и жалуется вам на то, что другие дети не хотят с ним играть или не принимают в свою команду.

В такой ситуации не стоит идти и «разбираться» с другими детьми. Лучше поддержите малыша, посоветуйте, как можно выйти из ситуации, расскажите, чтобы вы сделали на его месте. Например, можно сказать «а ты создай свою команду», «давай построим замок или тоннель из песка». Другие дети, увидев как малыш с увлечением играет в песке сами захотят к вам присоединиться.

9. Частой причиной конфликта является момент, когда надо уходить с площадки. Что делать?

Перед тем, как идти домой предупредите ребенка об этом. Предупреждать стоит не менее 3 раз, между которыми совершать короткие интервалы времени. Начинайте предупреждать не позднее чем за 10-15 минут.

Проследите, чтобы ребенок закончил начатую игру. На самом деле дети часто переключают деятельность и бывает очень редко так, что малыш долго играет в одно и то же. Главное - не прерывать деятельность, тогда ребенку легче будет покинуть площадку.

Конечно, есть такие моменты, когда ребенок просто не хочет идти домой и это нормально! Если вы сказали, что пора - значит пора, не идите у ребенка на поводу. Ведь так вы жертвуете своими потребностями, а это путь к распущенности.

Когда вы идете с площадки никогда не говорите ребенку неправду. Часто родители могут сказать: «Пойдем домой - там бабушка приехала». Хотя на самом деле никакой бабушки там нет. Или «я пошла домой, а ты оставайся здесь сам (а)». Ребенку надо говорить только правду. Иначе - между вами может просто исчезнуть доверие и тогда ребенок все меньше и меньше будет вас слушаться и воспринимать всерьез все, что вы говорите. Кроме того, ребенок учится врать. Тогда можете не удивляться, откуда ваш малыш умеет говорить ложь


 

© 2024. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей».